|
Раздел: УжасNews В Париже в 1798 году во время Французской революции некто Этьен Робер устраивал жуткие представления в разрушенной монастырской часовне. Называлось сие действо "Фантасмагория" и представляло собой следующее: на экранах, расположенных по периметру часовни, то возникали, то растворялись, непостижимым образом меняли свои размеры разного рода призраки, скелеты и чудовищные лица. Достигалось это просто - позади экранов находились люди, которые задымляли помещение и перемещали специальные фонари на тележках, что делало теневой театр подвижным. Кроме того, Этьен Робер придумал специальные ставни, благодаря которым все чудовища могли исчезать как бы в ослепительной вспышке молнии. "Фантасмагория" Робера стала новым этапом театрального жанра "гран-гиньоль" (особый вид мелодрамы, в которой театральные убийства и превращения происходили прямо на сцене). В конце XVIII века появился и стал популярным литературный жанр "готического романа". Действие этих книг разворачивалось в древних замках и мрачных монастырях. "Готический роман" стал отправной точкой для многих главных персонажей фильмов ужасов - Франкенштейн, доктор Джекилл, Призрак оперы, Дракула и др. Изобретение чудо-аппарата братьев Люмьер сделало громадный толчок в сторону воплощения страшных фантазий. В 1896 году мир вздрогнул от "Замка дьявола" Жоржа Мельеса. Героями фильма стали демоны и скелеты. С этого времени жанр фильмов ужасов стал весьма популярным и успешно конкурировал с комедией. В обоих случаях требовались специальные актеры. Первой звездой жанра ужасов можно назвать голливудского актера Лона Чейни. Ему принадлежит целая галерея образов упырей и вурдалаков. Лона Чейни окрестили "человеком с тысячью лиц". Благодаря ему появились первые яркие экранные характеры Призрака оперы и горбуна собора Парижской богоматери. Сын Чейни пошел в отца и снялся также во многих фильмах ужасов. Можно сказать, что они - первая семейная династия этого жанра. Лон Чейни в фильме "Призрак оперы". В 20е годы XX века фильмы ужасов заметно усложнились и даже появились новые направления. Так, в 1919 году в Германии Роберт Вине снял первый фильм в стиле horror, то есть фильм, где атмосфера ужаса нагнетается постепенно и держит зрителя в напряжении до конца картины. В фильме под названием "Кабинет доктора Калигари" подобная атмосфера создавалась с помощью игры светотени, необычных ракурсов съемки и совершенно сумасшедших декораций. Сюжет фильма стал классическим: директор психбольницы заставляет своего пациента совершать убийства под гипнозом. Картину назвали триумфом, а критики сравнивали ее с живописью в движении. В 1922 году в свет выходят сразу два новых фильма жанра ужасов: шведский прорыв "Колдовство через века" и, в значительной мере затмивший его, "Вампир Носферату" Мурнау. Этот фильм впервые вывел на экран образ вампира, которого сыграл Макс Шрек. Фильм был переснят в 1979 году с Клаусом Кински в главной роли. В 1931 году с экранов кинотеатров впервые бросил свой гипнотический взгляд граф Дракула. Этого известного венгерского вампира в фильме "Дракула - мертвый, но довольный" сыграл тоже венгр Бела Лугоши. Дракула в его исполнении до сих пор считается самым ужасным "королем вампиров", хотя этот персонаж позднее возникал еще в более чем 150 фильмах. Любопытно, что первые фильмы о Дракуле основывались на театральных постановках 20-х годов, а отнюдь не на знаменитом романе Брема Стокера. В целом, в 20-30-х годах оформились основные классические персонажи фильмов ужасов, новые сюжетные правила стали незыблемы: например, в фильмах про оборотней обязательно человек, укушенный волком, принимает облик и повадки этого зверя, и обязательно присутствуют полнолуние и серебряная пуля. А вампиры не отражаются в зеркалах, исключили из своего меню чеснок, стали солнцененавистниками и ни за что не посадят осиновую рощу рядом с замком. Кинематограф вновь и вновь возвращался к опробованным классическим литературным образам. С приходом звукового кино фильмы ужасов обросли потусторонними голосами исполнителей (в основном, тех же Лугоши и Карлоффа). Главным голливудским поставщиком этого продукта стала компания "Юниверсал": "Старый темный дом", "Убийство на улице Морг", "Черная кошка" и др. Та же компания ввела моду на фильмы-продолжения: сиквелы и трилогии. Следом за "Дракулой" появился фильм "Дочь Дракулы", а за "Франкенштейном" - "Невеста Франкенштейна". В 1932 г фильм "Мумия" возвращает к эпохе раннего кино, вновь эксплуатируя тему умерших фараонов, забинтованных актеров и тайн Древнего Египта. Однако персонажи фильма навсегда вошли в классику. Еще два классических персонажа появились в 1933 году. Первым стал Человек-невидимка из одноименного фильма. В этой картине применялись новейшие для того времени спецэффекты, что позволило исполнителю главной роли Клоду Рейнсу моментально стать звездой первой величины. Это был нонсенс, так как большую часть фильма он был полностью забинтован, либо абсолютно невидим. Сороковые годы были не самыми удачными для фильмов ужасов. Их появилось очень много и все делались наспех, как получится. К тому же настоящие ужасы происходили тогда на войне. Фильмы ужасов 50-х - это, в основном, выплески страхов по поводу ядерного оружия, холодной войны и третей мировой. На арену стройной шеренгой выходят научно-фантастические ужасы: "Нечто" (1951), "Они!" (1953), "Муха" (1954). Возникают главные радости гримеров, декораторов и художников (но отнюдь не актеров) - инопланетяне и гигантские насекомые. Муссируется тема инопланетного вторжения: "Столкновение миров" (1951), "Вторжение в США" (1952), "Захватчики с марса" (1953). Активно в мир чудовищ входят японцы со своей национальной гордостью - Годзиллой, и целым рядом прочих монстров. В шестидесятых годах, помимо движения хиппи, возникают и прочие интересные явления. Так, например, - появление нового жанра: молодежные ужастики. Идеологом этого движения становится вездесущий Роджер Корман, снявший кроме всего прочего, классический фильм "Магазинчик ужасов", который содержал ярко выраженные элементы комедии и местами черный юмор. Продолжая дешево и сердито экранизировать По, Корман дал начало новой волне фильмов, действие которых происходит в маленьких городках, изолированных от мира. И вот тут то на сцене мирового кинематографа появляется Альфред Хичкок! 70-е начались лихо. Девид Линч снял свою первую потусторонне-психодиллическую картину "Голова-ластик". Это было необычно и странно. Однако вскоре все встало на свои места: на зрителей хлынули маньяки, шизофреники и мертвецы-людоеды. Впервые они появились в невероятно кровопролитных трешевых картинах итальянских режиссеров типа Марио Бавы и Дарио Ардженто. Отдельно следует упомянуть Уэса Крейвена с его неподражаемым Фредди Крюгером, запугивающим до сих пор ни одно поколение. Его перчатка с острыми лезвиями наводила ужас, а сама мысль о том, что если Фредди убьет во сне, то умрешь и на яву, сделала "Кошмары на улице Вязов" одной из лучших серией фильмов ужасов. Хотя, как это обычно и бывает, продолжения были намного хуже первой части. Начало 90-х гг. стало временем триллеров с выходом на широкий экран незабываемого "Молчания ягнят" с обворожительным Энтони Хопкинзом в роли людоеда-интеллектуала Доктора Ганнибала Лектора, помогающего молодой студентке ФБР. В тоже время на экраны выходит трагическая картина "Интервью с вампиром", имеющая отношение к фильмам ужасам разве что своими сверхъестественными героями. Тем не менее, этот фильм можно отнести к разделу романтических триллеров. В 1998 году появляется "Ведьма из Блер: курсовая с того света". Этот любительский фильм ждал оглушительный успех в мировом прокате именно потому что он любительский. В сюжете заложены все составляющие сюжета: трое студентов решают снять документальный фильм о легендарной ведьме, якобы жившей когда-то в лесной глуши. Они исчезают бесследно, а через год в чаще находят видеопленку...В картине нет спецэффектов, но есть непреходящее ощущение реальности. От того, что фильм снят как обычное домашнее видео, а операторская работа на дилетантском уровне, многие зрители поверили в то, что все изображенное на пленке - правда. И отчасти они были правы. Поскольку авторы специально постарались приблизить условия съемки к реальности, они научили трех своих актеров пользоваться видеокамерой и отправили их в лес на 8 дней, оставив в заранее оговоренных местах записки с инструкцией, как себя вести, о чем примерно говорить и что снимать. В итоге отснятый материал - чистая импровизация, которую достичь в иной ситуации не смогли бы и профессиональные актеры. Но самое главное: оказаться в глухом лесу ночью один на один с жуткими звуками и собственными нервами - это основной, базовый страх всякого человеческого существа. От этого зрителю становится не по себе, и он начинает разделять ужас заблудившихся в лесу студентов по мере того, как они угадывают присутствие чего-то ужасного и необъяснимого рядом с ними. Кино начала XXI века сильно отличается от снимавшихся ранее картин, причем не всегда в лучшую сторону. Появление новых технологий и развитие компьютерной графики на рубеже веков привело к тому, что зачастую из-за обилия навороченных спецэффектов суть фильма, его сюжетная нить теряется. Подобная прискорбная ситуация наблюдалась лишь в 50х годах. В настоящее время жанр продолжает развиваться. Кто потрясет мировой кинематограф в следующий раз? Выложил(а) - seeanaim Похожие материалы на История Horror. Развитие жанра Комментарии к новости: История Horror. Развитие жанра
| Личный кабинет
Ваш кабинет управления
Игры онлайн
Флеш игры ужасов
Общалка поклонников ужасов
Чат для общения любителей жанра ужасы
Комментарии и ТОП-30
Последние комментарии / Топ-30 по просмотрам
Немного музыки
Музыка из классических ужастиков
Журнал УжасNews
Статьи ужасов, загробные байки, хоррор картины, биографии маньяков, и т.д
События Ужасов
Хоррор мероприятия, конкурсы, события которые нельзя пропускать
Книги ужасов
Подборка книг ужасов
Сериалы ужасаПодборка сериалов ужаса онлайн
Игры ужасов
Подборка игр ужасов
Музыка ужасовПартитура и сайндтреки из фильмов и игр ужасов
|